В Пермском крае обнаружили ископаемое насекомое, облепленное древней пыльцой

Российские ученые обнаружили древнюю пыльцу на теле ископаемого насекомого. Об этом сообщает Палеонтологический институт им. Борисяка РАН.

Образец был найден неподалеку от деревни Сылва в палеонтологическом комплексе Чекарда. Возраст осадочных горных пород в нем достигает 280 млн лет, в пермский период на этом месте находилась древняя лагуна, покрытая обильной растительности, которая служила средой обитания насекомых. Всего с середины XX века здесь удалось обнаружить около 10 тыс. образцов ископаемых насекомых.

Авторы нового исследования изучили шесть насекомых из рода Tillyardembia из этой коллекции. Изучив тильярдембий под флуоресцентным микроскопом, ученые выяснили, что их грудь, брюшко, голова и основания ног покрыты скоплениями пыльцевых зерен. Также полупереваренная пыльца была найдена в районе задней кишки одного из насекомых.

«Когда жук, усыпанный пыльцой, вязнет в смоле и превращается в янтарный инклюз – в этом нет ничего удивительного. Но в нашем случае мы имеем дело с насекомыми, которые сохранились в виде плоских отпечатков на каменной породе. Перед тем, как окаменеть, такие насекомые сначала падают в воду. То, что при этом с них не смыло пыльцу – большая удача», — поясняет Александр Храмов, руководитель исследования.

Судя по таксономическому составу пыльцы, тилльярдембии посещали весьма ограниченный круг растений, среди которых были руфлориевые (Rufloriaceae) — вымершие голосеменные, произраставшие в палеозое на территории современной Сибири. Это позволяет сделать вывод, что насекомые участвовали в опылении этих растений, но четких доказательств этому пока нет — особь могла вываляться в пыльце случайно. Сами тилльярдембии представляли собой насекомых длиной 1,5 см с короткими лапками и длинным телом. Отдаленно они напоминали современных уховерток, но их тело было покрыто волосками, за которые и зацепилась пыльца.

Авторы надеются, что подобные исследования позволят выяснить, когда именно в эволюционной истории насекомые начали опылять растения.

Ранее археологи выявили древнюю ДНК в убежище человечества на время ледникового периода.