В Москве благоустроят более 100 километров набережных
В рамках Московского Урбанистического Форума состоялся экспертный диалог: «Как должна быть устроена идеальная набережная, которая нужна городу и людям».
Максим Кандыбайло, начальник Управления стратегических проектов Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, рассказал, что на данный момент в столице благоустроено около 81,9 км набережных и в ближайшие годы планируется еще преобразовать около 100 км набережных. «У города нет единого требования ко всем набережным, мы не хотим, чтобы они были одинаковыми, но стараемся использовать одни и те же подходы: идем в ногу с мировыми тенденциями, делаем все возможное, чтобы природа не страдала», — отметил он.
В свою очередь, Никита Щенин, руководитель мастерской архитектурно-градостроительного бюро MASTER'S Plan, рассказал, что идеология градостроительного развития набережных Москвы-реки, сформированная по результатам международного конкурса 2014 года, состояла из трех пунктов: сделать активной реку, развернуть город к воде и увеличить количество озеленения. «Перед городом стояла задача сделать реку доступной, то есть, минимизировать заборы, обеспечить комфортный подъезд к набережной и активизировать водную поверхность — мы это уже сейчас замечаем на примере развития водного транспорта. Также необходимо сделать реку чистой — уменьшить количество выбросов, сделать экоориентированный дизайн и сформировать узнаваемый бренд у каждой набережной. Кроме того, основная идея была в том, чтобы сохранить идентичность каждой набережной, каждой прибрежной зоны. Было проведено социологическое исследование, в рамках которого было опрошено порядка 4-5 тысяч респондентов, чтобы определить, какой формат набережных нужен городу.
Результаты показали, что универсального ответа нет – все люди видят набережную по-разному. У нас в равных долях примерно распределились показатели от «люди видят тихую набережную» до «люди видят очень активную, шумную, веселую набережную», из чего следует, что каждому фрагменту береговой линии нужен свой особый подход», — отметил эксперт.
Иван Греков, главный архитектор АБ KAMEN, в своем выступлении подчеркнул, что любая набережная – это особый тип городского пространства, и архитекторы стараются в своих проектах максимально использовать этот потенциал. Также архитектор рассказал про особенности реализации проекта Южный порт.
«Работая над набережной кластера «Южный порт», мы задумались о том, какую отличительную, новую по качеству территорию мы хотим здесь создать. Мы хотели сделать среду уникальной во всех аспектах, создать пространство с новой философией, место, где можно комфортно жить, работать и отдыхать. Мы разработали порядка трех разных пространственных подходов, но в итоге остановились на идее частично линейного квартала, с ярко выраженным акцентом на уровне земли, на уровне среднеэтажной и малоэтажной части, которую мы назвали «горизонтальным небоскребом». Этот горизонтальный небоскреб помог нам активно подчеркнуть саму набережную и создал фронт взаимодействия жилого массива и общественной функции со свободным и открытым пространством воды», — пояснил он.
«Архитектурному бюро KAMEN удалось в этом проекте сделать то, чего не удавалось в других, и то, к чему мы давно стремились — чтобы набережная была прогулочной, и чтобы был контакт жилой застройки с водой. Потому что, к сожалению, большая часть городских набережных в Москве отделена автомобильной дорогой, что не дает возможности жителям напрямую попасть из своих домов на набережную», — добавил Максим Кандыбайло.
Григориос Гавалидис, архитектор и основатель АБ GAFA, в свою очередь, поделился своим международным опытом. «Я родом из Греции, и одним из последних проектов своей греческой карьеры делал набережную в городе Салоники. И на тот момент эта пятикилометровая набережная считалась самой протяженной в Европе, при ее реализации мы использовали все новые тенденции и понимание того, как должны развиваться европейские набережные. И сейчас я понял, что мы за пять лет реализовали пять километров в Греции, а в Москве за 10 лет будет создано практически двести километров набережных», — восхитился он.
Также архитектор рассказал про развитие второй линии Южного порта. «Набережные фантастически развиваются и становятся мультицентричными и мультифункциональными. Но при этом, необходимо продумывать стратегии жизни и на территориях вторых линий, которые, как правило, крайне непроницаемы и непривлекательны. Но к счастью, все меняется, и мы, работая над проектами компаний КОРТРОС и Level Group в районе Южного Порта, видим качественный подход и амбициозные идеи (вплоть до обращения к ИИ для образов малых архитектурных форм), которые город и девелоперы поддерживают. Также очень радостно, что в дворовых пространствах жилых комплексов комфорт-класса появляются декоративные водные объекты, хотя раньше это было атрибутом проектов бизнес-класса и выше», — отметил он.
По словам Гавалидиса, жители второй линии прибрежного района также будут пользователями набережной кластера «Южный порт» для прогулок, пробежек, моциона – таким образом инфраструктура застройки первой линии будет востребована жителями второй линии и наоборот. Эта синергия является той ценностью, которая изначально была заложена в проект Ассоциацией девелоперов Южного порта: общность интересов, соотнесение пожеланий всех компаний-членов Ассоциации, действующих заодно и на благо всех жителей локации.
Татьяна Ищук, Татьяна Ищук, руководитель архитектурного направления Citymakers, в своем выступлении рассказала о стратегии развития территории ЗИЛ-Юг. «Нам повезло работать с этой крупномасштабной территорией в рамках Комплексной стратегии развития квартала Shagal. Кроме благоустройства и ландшафта мы смогли посмотреть на набережную и с точки зрения транспорта, и с точки зрения функциональной программы. Мы представили, что набережная, идущая вдоль всего квартала, представляет собой некую витрину района — это путь, по которому часто будут перемещаться жители или гулять гости территории. Мы выработали основные принципы работы с этим пространством. В первую очередь, это зеленый каркас и пешеходизация, разнообразие сценариев жизни и проницаемость. То есть, чтобы была «бесшовность» во взаимодействии с рекой и было функциональное разнообразие, чтобы там было интересно не только с коммерческой точки зрения, но и были представлены социальные функции для жителей района. У нас получилось четыре сценарных слоя. Вначале — разнообразные водные активности, которые были продуманы бюро ASADOV. Затем — спокойный, умиротворяющий променад вдоль воды. Далее идет активная зона озеленения со спортивными и детскими активностями. И в завершении — прогулочная озелененная улица вдоль застройки квартала. И получается, что каждый человек может легко найти что-то для себя — гулять, созерцать, заниматься спортом или идти вдоль коммерческого фронта" — уточнила она, отдельно добавив про активацию воды, когда река становится полноценным общественным пространством. «Это должна быть не просто прогулочная зона, а локация с речным транспортом, местами для занятий спортом, зонами отдыха и развлечений» — заключила Татьяна.
Набережные в разных частях Москвы играют всё более заметную роль в жизни горожан, и это все чаще не просто городское благоустройство, но и реализация общественных зон в рамках комплексного развития территории, вплетение в ткань города абсолютно новаторских форматов. Иван Греков высоко оценил проект голландских архитекторов из De Architekten CIE, создавших концепцию ЖК Portland для ГК FORMA с использованием актуальных трендов в “приморской” архитектуре: вся береговая линия Portland задумана как последовательность рекреационных локаций, а прямой выход к воде без барьеров создаст особую открытую атмосферу пространства. Достопримечательностью территории станет Water Gate – центральный бульвар с аллеями, сухим фонтаном и собственным спуском к воде со стороны Южнопортовой улицы. Весь берег будет заполнен редкой досуговой инфраструктурой. Так, в восточной части будет расположены собственная марина для яхт и лодок, в западной — откроется водная игровая площадка с детскими аттракционами и будет высажен портовый лес.
Также Максим Кандыбайло рассказал, что сейчас в городе сформировался запрос на пляжные зоны, потому что в данный момент их критически мало, и большая часть из них – без купания. «Мы ощущаем дефицит таких зон. К примеру, на Северном Речном вокзале город организовывал пляж. На ЗИЛе мы тоже хотели сделать пляжную зону – сейчас работаем над этим вопросом. Но в любом случае мы понимаем, что пляжных территорий вдоль набережных не хватает, и пытаемся найти городской потенциал в развитии таких зон» — заключил он.
По словам Максима Кандыбайло, в Москве есть еще примерно 80-90 километров набережных, не нуждающихся в благоустройстве в ближайшее время, потому что работы по благоустройству там либо выполнить невозможно, либо они там никому не нужны. «К таким участкам, например, относится территория Канала имени Москвы, где находятся гидротехнические сооружения. Все знают, что в городе есть несколько шлюзов, это федеральные территории, и там благоустройство на сегодняшний день невозможно, так как это вопрос транспортной безопасности», — пояснил он.